Лада Черкасова (ladolado) wrote in bau_bai,
Лада Черкасова
ladolado
bau_bai

Category:

Дети в древнем Риме

Оригинал взят у ladolado в Дети в древнем Риме
Выписки любопытных мест из книги: Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима.
(СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад»; Журнал «Нева», 2000. — 368 с.)
С добавлениями из других источников + примечания наклоном - мои, не могу же я молчать))

 с. 148  ГЛАВА 8. ДЕТИ.


Рождение ребенка было праздником, о котором оповещали всех соседей венки, повешенные на дверях. (не отсюда ли рождественские венки!)
Отец поднимал младенца, которого клали перед ним на землю; это значило, что он признавал его своим законным ребенком. А он мог отвергнуть его, и тогда новорожденного выбрасывали. Право выбросить ребенка, продать его или даже убить1(сноски см. внизу статьи) целиком принадлежало отцу.
На восьмой день девочке и мальчику на девятый нарекали имя; день этот (dies lustricus) был семейным праздником: собирались близкие, приносилась жертва, очищавшая ребенка и мать, и устраивалось угощение, соответствовавшее достатку родителей.
Ребенка надо защитить и охранить: против сглаза помогает
черный непрозрачный камень, который называется antipathes (Pl. XXXVII. 145): его следует надеть новорожденному на шею.
Предохранят его также кораллы (Pl. XXXII. 24)
и янтарь (Pl. XXXVII. 50),
а если ребенку повесить волчий зуб, у него легко прорежутся зубы, и он не будет подвержен испугу (Pl. XXVIII. 257).
Золото отвращает всякое колдовство (Pl. XXXIII. 84), и ребенку дарят маленькие золотые вещички (crepundia), которые служат ему одновременно и игрушками, и амулетами. Их нанизывают на цепочку или на шнурок и вешают через плечо или на шею. Героиня Плавтова «Каната» перечисляет некоторые из таких игрушек-амулетов: крохотный золотой меч, золотой топорик, серпик, (не возникает дежа-вю?) две руки, соединенные в рукопожатии, золотая булла. Сохранились целые ожерелья этих амулетов; одно из них, между прочим, найдено в Керчи3.
Особое место среди них занимает названная и у Плавта булла. Это раскрывающийся медальон чечевицеобразной формы (по-нашему, ладонка), в который вкладывали предметы и вещества - обычно это были фаллические символы3. Первоначально носить золотую буллу имели право только дети знатных семейств, позже — все свободнорожденные, бедные люди надевали на своих детей кожаные буллы. Мальчики носили их до дня своего совершеннолетия. Теперь им, взрослым людям, колдовство уже не так страшно, и в этот день медальоны вешают около изображения домашних Ларов как жертву им (Pers. 5. 31). То же происходило ранее и у этрусков.

Девочки не носили буллу, но у них были другие подобные амулеты, например, лунка (лат. lunula), который они носили на шее до свадьбы (cм. илл). Перед свадьбой девушка сжигала амулет и детские игрушки, таким образом прощаясь с детством. После этого она могла носить только взрослую женскую одежду.3

Семилетний возраст был поворотным пунктом в жизни мальчика. Сестры его оставались с матерью и няней, он же «уходил из детства»: начинались годы учения, и первые шаги мальчик делал под руководством отца.
Плутарх в биографии Катона Старшего оставил хорошую памятку об этом первоначальном обучении в старинных римских семьях (Cato mai, 20): отец учил сына
читать и писать (Катон собственной рукой крупными буквами изложил для мальчика отечественную историю),
ездить верхом,
метать дротик,
биться в полном воинском снаряжении,
бороться с водоворотами и стремительным речным течением.
Не были забыты уроки «бокса»;
отец закалял мальчика, приучая его к физическому напряжению, к боли, к тому, чтобы стойко переносить жару и холод: он был для него «и учителем, и законодателем, и руководителем в физических упражнениях» (Cato mai, 20).

Еще важнее, чем знания, приобретаемые на этих уроках, была та нравственная атмосфера, в которой ребенок рос. Горячая любовь к своей стране, готовность жертвовать для нее всем, — «благосостояние государства да будет главным законом» (Cic. de leg. III. 13. 38), — убеждение в ее абсолютном превосходстве над всеми другими, гордость родовыми традициями, — маски предков мог он рассматривать ежедневно, и о деяниях этих мужей, которыми семья гордилась, часто рассказывали ему старшие — сознание того, что он наследник их доблести и долг его не изменить тому, что завещано рядом поколений, — вот тот «духовный воздух», которым с малолетства дышал мальчик и в котором его воспитывали.
Когда мальчик надевал тогу взрослого — обычно 15—16 лет от роду, отец поручал его заботам кого-либо из крупных государственных людей, и для юноши начиналась «начальная школа форума» (tirocinium fori).
После этого практического введения в политическую жизнь начиналась военная служба, и юноша или оставался в рядах армии, или же возвращался в Рим и начинал свою политическую карьеру.

 ========================
СНОСКИ
1 Детей-уродов выбрасывали потому, что их рождение считалось зловещим знамением. Ливий рассказывает, что в 207 г. до н. э. ребенка, который при рождении был величиной с четырехлетнего и был «ни мальчиком, ни девочкой», по приказу гаруспиков положили живым в сундук и утопили в море (XXVII. 37. 5—6). Детей, родившихся в день смерти Германика, выбросили: существа, появившиеся на свет в такой несчастный день, ничего, кроме горя, не принесут ни себе, ни другим (Suet. Calig. 5.) Сенека говорит, как о явлении совершенно естественном: «Мы топим детей, если они родились хилыми или уродцами» (de ira, I. 15. 2); в роду Фабиев не полагалось выбрасывать ребенка, хотя бы он был и уродлив, и это отмечали как некое исключение: «рожденное полагалось вырастить» (Dion. Hal. IX. 22). Малюток приносили обычно на Овощной рынок и клали у колонны, которая называлась columna Lactaria (Fest. 105). В случае бедности и многосемейности выбрасывали и здоровых детей. Доля выброшенных была горестной: они или погибали, или, будучи подобраны, становились рабами подобравшего. Иногда их калечили и посылали нищенствовать.
 Регистрацию рождений и смертей ввел, по утверждению римских историков, Сервий Туллий: списки родившихся составлялись в храме Юноны Люцины на Эсквилине (возможно, что только мальчиков). Велась статистика рождений за каждый день особо для каждого пола. Ею ведала особая «канцелярия», помещавшаяся в том же храме Юноны Люцины.

2 Купание происходило в корыте; воду наливать врачи рекомендовали теплую, а не ледяную, как это было принято у германцев и скифов. Хорошо было положить в воду соли. Пеленки были обычно белого цвета, шерстяные, мягкие.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Булла_(амулет)

Иллюстрации взяты: http://www.forumromanum.org/life/johnston_4.html
Tags: видео и фото, возрастной переход, девочке, магия, мальчику, обряд, обучение, педагогика, родины и беременность, статья, у других народов
Subscribe

  • Читайте детям сказки.

    Все, наверное, не раз слышали высказывание Эйнштейна: "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы…

  • Ещё про колыбельные

    Рассказывает солистка ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Валентина Георгиевская.

  • Диалектные слова в наших семьях

    // Шоу "Отцы и эти" Уральских пельменей. Исполняет Вячеслав Мясников. У каждого была бабушка, Которая пекла оладушки И разговаривала с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments